Построение сайта: эффект Зейгарник

18.07.2012 Аналитика и юзабилити
На специфическую особенность человеческого мозга, при которой незавершенное действие запоминается им гораздо лучше, нежели завершенное, в начале прошлого столетия обратил внимание русский психолог Б.Зейгарник. 

Обратившись к истории, можно узнать, что поводом для научного исследования стал случай с официантом в одном популярном Берлинском кафе, где Блюма Зейгарник и его учитель К. Левин проводили время. Внимание их привлек официант, который не сделал ни единой записи при огромном количестве заказываемых блюд. При этом все заказы были выполнены абсолютно точно и без ошибок. Официант рассказал, что никогда не делает записей заказов, которые делают посетители, и при этом он ни разу не ошибся. Однако, для того же официанта оказалось абсолютно невозможным вспомнить, что заказывали предыдущие посетители. Этот случай и послужил толчком для начала исследований влияния завершенности действии на запоминание. Далее, после проведения ряда экспериментов, было подтверждено, что прерванные задачи, в силу их мотивационного напряжения, запоминаются лучше, чем уже завершенные. Людей , которые запомнили прерванные задачи, было в два раза больше, чем тех, кто запомнил решенные задачи. Это явление и назвали «эффектом Зейграник». 

Именно на этом психологическом эффекте основывается эффект неопределенности. Очень часто его используют и авторы художественных произведений, фильмов, роликов, статей, оставляя конец неопределенным, незавершенным, неожиданным. Человеком лучше запоминаются те ситуации, где конфликт так и не разрешился. Многие блогеры и авторы статей также прибегают к этому приему в своей деятельности. Учитывая такое качество человека, как любопытство, на первой странице автором размещаются только заголовки и первые, обычно сильно захватывающие, строки статей, интригующие посетителя. Возникает ситуация неопределенности, которая вызывает у посетителя интерес к тому, о чем же дальше повествует статья. Стремление разрешить неопределенность и утолить любопытство, мотивируют пользователя нажать на заветную кнопку «подробнее». 

Однако следует учесть, что существует тонкая грань между тем, когда неопределенность работает на вас и тем, когда в силу излишней недосказанности, ее эффект оборачивается против вас. Посещая сайт, пользователь должен сразу сориентироваться, понять, куда он попал, и быть уверенным в том, какие возможности его ждут на сайте. Это достигается за счет грамотной навигации, четком выделении пунктов меню, при отсутствии перегруженности информацией. Все это способствует тому, то посетитель легко передвигается по сайту и удовлетворяет свое любопытство. 

Но если посетитель не понимает, где он находится, не может понять свои возможности, не ориентируется в том, что и как ему делать – «эффект Зейгарник» проявляется с отрицательной стороны. Посетитель поспешит скорее покинуть сайт, если не сможет разобраться с мудрёными и запутанными схемами ресурса. Такие ситуации могут возникнуть, когда, например, на сайте нет выделения ссылок, используется нестандартная навигация и элементы интерфейса, требующие дополнительных и подробных разъяснений. А значит, привычные вещи не должны обладать неопределённостью.
 
Больше интересных статей

Оставьте номер телефона, чтобы наш менеджер связался с вами в удобное для вас время

Ваше имя*
Ваш номер телефона*
Тема для обсуждения
Выберите удобное время для звонка
9:00 9:15 9:30 9:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00 11:15 11:30 11:45 12:00 12:15 12:30 12:45 13:00 13:15 13:30 13:45 14:00 14:15 14:30 14:45 15:00 15:15 15:30 15:45 16:00 16:15 16:30 16:45 17:00 17:15 17:30 17:45
Виды услуг
ОбзорМаксимальный размер файла - 10 мб