Семен Воронкин о бизнесе, SEO и рынке интернет-маркетинга

26.05.2011 Интернет-маркетинг
Семен Воронкин – генеральный директор и сооснователь компании UTLab. Неудивительно, что он часто бывает занят. Но нам удалось найти свободную минутку и пообщаться с Семеном.

Воронкин Семен Петрович.

Дата рождения: 2 марта 1981 года.

Окончил Московский Государственный университет коммерции по специальности «Финансы и кредит»
и Международную академию предпринимательства по специальности «Юриспруденция».

Упоминание в СМИ:

  • Журнал «Секрет фирмы» (ИД «Коммерсантъ»).
  • Первое профильное онлайн-издание о поисковых технологиях Searchengines.ru.
  • Отраслевое онлайн-издание о поисковой оптимизации SEOnews.
  • Портал об интернет-маркетинге SEOpro.ru.
  • и др.
  • Вступление…

    Семен, расскажи, чем ты занимаешься в компании ?

    До недавнего времени основной моей задачей была ключевая работа, связанная с коммерческим направлением, работа с первичными клиентами и аккаунтинг. В ближайшем прошлом (в виду того, что компания растет, а бизнес-процессы находятся на стадии саморазвития) пришлось отказаться от ряда исполнительских функций в пользу решения стратегических вопросов. На сегодняшний день я занимаюсь разработкой и контролем бизнес-процессов и решением стратегических задач, связанных с выводом новых для нас продуктов на рынок и усовершенствованием существующих.

    Сколько времени и сил уходит на работу?

    Времени – 12-18 часов в день в зависимости от настроения и возможностей. Сил – порой столько, что ни на что больше не остается.

    «…интернет-маркетинг будет эволюционировать…»

    Ты по образованию – юрист. Что и как давно тебя привело в сферу интернет-технологий?

    Интернет привлекал меня с раннего возраста – пользовался Рамблером, еще тогда когда Яндекс еще даже не существовал (первый доступ в интернет у меня появился в 16 лет), проводил много времени в чатах, и даже ездил на некоторые интернет-тусовки того времени. Но попал в сферу интернет-маркетинга случайно. Я работал юристом в совершенно другом бизнесе, и пришел по вакансии в компанию Ingate, где успешно проработал почти два года юристом компании, за что очень благодарен Никите Андросову, который дал мне много полезных знаний и «открыл глаза» на мир больших возможностей. Вообще время работы в Ingate было весьма интересным, и многое я вспоминаю с удовольствием – у меня осталось много друзей, с которыми я там работал (правда, большая часть из них, также как и я, в итоге, там больше не работают). Да и принципы компании с того времени, насколько я знаю, значительно изменились.

    Сложно ли было разбираться в тонкостях и специфике работы SEO?

    Процесс понимания SEO-продукта занял около месяца, а тонкости и специфику на 100% я начал понимать, только когда сменил направление деятельности с юридического на менеджерское. Тогда пришлось разбираться в рабочих процессах досконально, чтобы можно было донести до клиентов и специалистов всю необходимую информацию. Смена направления – результат перехода в другую компанию, в которой я проработал не так долго и которая была для меня показательным примером того, как бизнес делать нельзя (за что я тоже благодарен – я многому научился там, причем исключительно самостоятельно).

    Приходилось ли сталкиваться с мошенничеством в сфере SEO и интернет-технологий? Если да, поделись, как этого избежать?

    Мошенничество в SEO - вещь очень распространенная. Наиболее часто имеют место факты, когда компании берут деньги с заказчиков, а потом ничего не делают. А так, как средний период ожидания результатов у клиента 3-4 месяца, то вложенные клиентом деньги могут быть очень немалые. Подобные вещи происходят даже в известных на рынке SEO-компаниях. От них страдает вся наша отрасль, поскольку создается репутация «продавцов воздуха» - клиенты часто разочаровываются, и больше не обращаются к нашему рынку. Клиентам можно посоветовать выбирать надежные компании, основываясь на рекомендациях, задавая много вопросов по делу и контролируя процесс, взаимодействуя с менеджером SEO-компании. Первый тревожный звонок – если после заключения договора на SEO в течение месяца не было сделано никаких доработок на вашем сайте. Второй – если в течение полутора-двух месяцев после заключения договора нет динамики роста позиций по низкочастотным запросам. Процесс продвижения сайта сейчас очень сложен, и получить результат за короткий срок не возможно, но какая-то динамика после проведения доработок в такие сроки должна иметь место.

    Было ли желание бросить «этот интернет» и уйти работать в офлайн с людьми?

    Никогда. Я думаю, что это происходит у большинства, кто соприкасается с миром бизнеса в Интернете. Хотя у меня есть знакомые, которые упорно на протяжении нескольких лет говорят, что скоро SEO придет конец, и нужно торговать кирпичами или открывать автомойки, я думаю, что интернет-маркетинг будет эволюционировать вместе с поисковыми системами и реалиями сегодняшнего дня.

    Как домочадцы реагируют на то, что ты много времени проводишь у монитора или на встрече с клиентами?

    С пониманием. У нас большие планы, и кто, если не я, эти планы может реализовать. Для этого нужно много работать. Хочется уделять больше времени своей семье, но и компания для меня – тоже своего рода ребенок. С UTLab порой даже сложнее, чем с ребенком, в плане воспитания и обучения :).

    «Бизнес - это война …»

    Ты стоял у истоков создания компании. Что побудило бросить все и начать создавать компанию с нуля со своими единомышленниками?

    Сам периодически задаю себе этот вопрос. Ответ на него прост – стремление к свободе. У меня было желание начать бизнес со свободными принципами, в которых ты не от кого не зависишь в принятии решений. «Свобода в принятии решений и принципов их исполнения», наверное, один из основных принципов UTLab (по крайней мере, для меня). Я надеюсь, что у нас в компании сформировалась творческая атмосфера, которая позволяет сотрудникам принимать самостоятельные решения и реализовывать их. Мне кажется, что это чрезвычайно важно в рекламном бизнесе. Во многих SEO-компаниях этого нет. Естественно, что такая атмосфера будет эволюционировать и изменяться в соответствии миссией компании. Она не должна перерастать в хаос, но мы всегда будем открыты для новых идей и планов.

    Аналогичных компаний (по набору услуг) на рынке достаточно много. Что выделяет вашу компанию среди других?

    Суть в названии – UTLab, где первые буквы аббревиатура от «Объединенные технологии». В свое время мы стартовали вчетвером. Каждый из тех, с кем я начинал, обладали определенными специфическими знаниями и умениями. В результате получилась компания, которая способна работать не в одном направлении интернет-маркетинга (например, поисковом продвижении), а сразу в нескольких. Естественно, что со временем произошли изменения, связанные с пониманием эффективности и ценности каждого из направлений, но суть не изменилась – мы можем многое, т.е. делаем «комплексный интернет-маркетинг».

    Как ты относишься к конкурентам? Они для тебя враги? Источник дополнительной информации? Соратники?

    Смотря к каким. К некоторым я отношусь с большой симпатией, а некоторые мне не очень приятны. «Источник дополнительной информации» - сейчас вряд ли )). В целом, бизнес - это война, в которой, если ты зазеваешься, тебя сразу же прикончат. Поэтому имеет смысл воспринимать конкурентов и как врагов, в том числе.

    Коллектив UTLab. Кто эти люди? Как ты в целом можешь охарактеризовать штат сотрудников?

    У нас пока не самый большой штат на рынке – на данный момент в штате 17 человек, но каждый из них мега-профессионал своего дела. Мы собирали, и продолжаем собирать коллектив по крупицам (и я принимаю в этом большое участие), беря только тех людей, в которых можем быть уверены на все сто. За это в обмен мы предоставляем сотрудникам всё, что в наших силах. И обещаю, что будем предоставлять еще больше.

    Компания UTLab – относительно молодая организация (в июне отметит свое 2-летие). Однако, судя по портфолио, удалось добиться впечатляющих результатов. Охарактеризуй эти 2 года: чем они тебе запомнились? Что удалось добиться, над чем сейчас работаете?

    За эти два года я работал, наверное, больше, чем за предыдущие восемь – этим запомнилось, в первую очередь. Удалось добиться более-менее заметных позиций на рынке: мы уже не «еще одна маленькая начинающая фирмочка, которая развалится через год». У нас уже около пятидесяти проектов, которые нам доверили наши клиенты. И каждый клиент для нас ценен.

    «Сейчас уже не «золотой век» SEO, и даже не «серебряный»

    Если несведущий человек спросит тебя, где ты работаешь и чем занимаешься, как ты ему объяснишь, чтобы он понял?

    Сейчас проникновение интернета очень велико, и если раньше приходилось объяснять людям даже, что такое поисковые системы, то теперь все ими пользуются, поэтому всё достаточно просто. Если же человек совсем в этом ничего не понимает, то я говорю просто - «занимаюсь рекламой». Как правило, этого бывает достаточно.

    Поисковое продвижение сайта за последние годы сильно эволюционировало и количественно, и качественно. За последний год на рынке SEO появились сотни новых компаний и фрилансеров. Сложно ли стало конкурировать в таких реалиях?

    Рынок поискового продвижения эволюционировал за последние годы количественно – это факт, но не качественно. К нам приходят клиенты, которые до нас работали с другими компаниями, в поисках лучшего качества именно работ. Многие повышают клиентский сервис, при этом, не предоставляя основные услуги должного качества. Качество аккаунтинга – это хорошо, но оно должно совмещаться с качеством исполнения договорных обязательств. Наши клиенты ценят нас за то, что мы совмещаем и то, и другое.

    Что может SEO и чего ждут клиенты от него?

    Сейчас уже не «золотой век» SEO, и даже не «серебряный». В виду серьезных изменений со стороны поисковых систем, особенно за последние два года, продвигать сайты стало сложнее. Лидеров во многих тематиках сместить практически невозможно. На встречах с клиентами я стараюсь объяснить им это. Поисковое продвижение – это не панацея, а еще одна возможность привлечения клиентов. Нужно диверсифицировать рекламные бюджеты в пользу различных инструментов, одним из которых является интернет-маркетинг.

    Клиенты разборчивы в том, что покупают у компаний, занимающихся интернет-маркетингом, или нет?

    Сейчас клиенты, несомненно, стали разборчивее. Однако, многие до сих пор сравнивают предложения исключительно по ценам. Это основная ошибка. В части поискового продвижения: дешевле – не значит лучше. Не все SEO компании одинаковы. Задача менеджера при первых контактах с потенциальным клиентом донести эту информацию.

    Список услуг по интернет-маркетингу постоянно расширяется. К SEO и контекстной рекламе все чаще добавляют услуги социальный и вирусный маркетинг, PR в сети, создание приложений для Вконтакте. Как думаешь, не вытеснят ли «смошники» (специалисты по социальному маркетингу и PR в сети) SEO-специалистов и медийщиков?

    SEO и SMM пока еще не идут в одну ногу. У большинство SEO компаний, включивших социальный маркетинг в обойму своих услуг, качество этих услуг сомнительно. Среди лидеров SMM-направления пока нет ни одной компании, специализирующейся на поисковом продвижении. И наоборот. Мы уделяем большое внимание направлению SMM. Возможно, в будущем наш SMM-отдел будет работать под отдельным брендом.

    Интернет-маркетингу где-нибудь учат?

    Наверное, где-нибудь учат :). В основном всю информацию приходится черпать из совершенно разных источников – книг, интернет-ресурсов, конференций, семинаров и вебинаров. Также многое познается на практике. Поэтому если человек не открыт для самостоятельного обучения, вряд ли где-то сейчас смогут сделать из него достойного специалиста по интернет-маркетингу.

    Зачем компаниям прибегать к услугам сторонних организаций в развитии бизнеса в сети, если они сами могут обучить отдельного специалиста или взять в штат человека с опытом?

    Хороший вопрос. Многие крупные компании так и поступают, даже создают отделы интернет-маркетинга. Ответ на поверхности. Рекламному агентскому бизнесу уже более 100 лет, но разве рекламные агентства закрываются? Многие из них продолжают процветать, потому что они собирают у себя лучшие кадры, создают качественные рекламные решения, которые не могут быть созданы внутри компании-рекламодателя. Точно также и в SEO – вы можете нанять звезду, но задумайтесь перед этим: сможет ли он сделать что-то один, и как долго он это сможет делать?

    Какой ты видишь компанию UTLab к её пятилетию?

    Образцом для подражания – богатая, процветающая, с умными, красивыми и достойными людьми в коллективе. Все предпосылки для этого есть.

     
    Больше интересных статей

    Оставьте номер телефона, чтобы наш менеджер связался с вами в удобное для вас время

    Ваше имя*
    Ваш номер телефона*
    Тема для обсуждения
    Выберите удобное время для звонка
    9:00 9:15 9:30 9:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00 11:15 11:30 11:45 12:00 12:15 12:30 12:45 13:00 13:15 13:30 13:45 14:00 14:15 14:30 14:45 15:00 15:15 15:30 15:45 16:00 16:15 16:30 16:45 17:00 17:15 17:30 17:45
    Виды услуг
    ОбзорМаксимальный размер файла - 10 мб