Обзор рынка продвижения сайтов глазами UTLab

10.03.2011 SEO-продвижение

Как бы Вы охарактеризовали рынок поисковой оптимизации в нынешнем его состоянии в нескольких словах/предложениях: что он из себя представляет и чем выделяется? (Подробнее о рынке будут вопросы ниже, поэтому в этом вопросе интересна именно точная, но при этом ёмкая характеристика рынка, может, сравнение какое-нибудь).

По сути, сегмент поискового продвижения сайтов – составная часть рекламного рынка. Поэтому и тенденции, и характеристики во многом с ним схожи: невысокая цена вхождения, многое решают знания и связи, большое количество небольших участников и небольшое количество лидеров.

Почему на этом рынке ежегодно появляются сотни игроков (в основном, видимо, фрилансеров), чем он так привлекает? Я так полагаю, дело в низком финансовом пороге входа на этот рынок (кстати, какой нужен стартовый капитал и на что?)? Насколько это высоко маржинальный бизнес?

Новые игроки, появляющиеся на рынке поискового продвижения, в большинстве своём являются бывшими сотрудниками действующих крупных компаний. Поскольку оптимизации сайтов в институте не учат, опыт передается от сотрудника к сотруднику, и научившись, многие уходят от работодателя и пытаются начать свой бизнес. Для новичков он привлекателен минимальными вложениями: нужен только компьютер, доступ в интернет и телефон для общения с клиентами. Основная проблема – найти клиентов. Для этого нужны дополнительные вложения: расходы на создание сайта, рекламу или телефонный маркетинг.

Разброс цен на услуги продвижения сайтов весьма большой, при этом прозрачность формирования цены практически отсутствует, так почти все участники рынка осуществляют расчеты по разным методикам, хотя база для расчета у всех одна – себестоимость платных ссылок (покупаемых у владельцев других интернет-сайтов), необходимых для достижения результата. Стоимость работ сотрудников закладывается в размер наценки на стоимость ссылок. В среднем по рынку наценка на стоимость ссылок составляет от 100 до 300%.

Как на Вашей деятельности сказался экономический кризис? Как изменилось число клиентов-заказчиков за прошедший 2009-ый и чувствуете ли Вы положительную динамику по числу обращений клиентов в текущем году?

Рынок поисковой оптимизации стремительно развивался до кризиса 2008 г., после чего произошел заметный спад, который ощутили все участники рынка. Спад сказался как на общем количестве новых клиентов, так и в выделяемых клиентами на продвижение бюджетов. Полностью рынок не восстановился до сих пор. Хотя есть определенная динамика переориентации рекламных бюджетов в пользу интернет-рекламы, большую долю обращающихся заказчиков составляют представители малого бизнеса и предприниматели, могущие позволить только очень малые бюджеты, с которыми крупным игрокам рынка работать просто нерентабельно.

Как изменилась Ваша тарифная политика в 2009 году и меняется ли она как-то в текущем году (если да, то как именно)? Выше или ниже средняя стоимость SEO-услуг сейчас по сравнению с 2009-ым годом и с чем это связано? Почему на первый взгляд казалось бы одна и та же услуга по оптимизации отличается по стоимости у разных компаний подчас в десятки раз?

В 2009 году на фоне кризисных тенденций многие SEO-компании стали снижать цены и брать заказчиков с небольшими бюджетами, которыми гнушались ранее. Средняя стоимость услуг на рынке с 2008 года практически не меняется, хотя до этого имела место тенденция постоянного роста стоимостей. Если бы кризис 2008 года не состоялся, вероятно, стоимость предлагаемых услуг поисковой оптимизации была бы сейчас примерно в два раза дороже.

В связи с нестабильностью результатов поискового продвижения трендами последнего времени являются предложения по продвижению с оплатой за результат. Мы тоже ввели данное предложение в 2010 году в свой ассортимент услуг. В рамках данного предложения предоплата берется только в размере стоимости необходимых для продвижения ссылок, таким образом максимальный размер оплаты достигается только при наличии результатов (ТОП-10 поисковых систем).

Насколько качественная поисковая оптимизация может увеличить трафик пользователей на сайте? Насколько SEO может увеличить выручку компании? Если можно, приведите, какие-нибудь примеры.

Если владельцу сайта необходим просто трафик на сайт, то поисковое продвижение – не лучший вариант, поскольку оно ориентировано именно на целевой трафик, который всегда дороже. При этом, несомненно, поисковая оптимизация наряду с контекстной рекламой являются самыми эффективными инструментами для привлечения на сайт целевой аудитории, заинтересованной в покупке товара и услуги в данный момент времени.

Есть масса качественных примеров, но, к сожалению, договорная политика конфиденциальности, не позволяет называть условия сотрудничества. В качестве общего примера, могу сказать, что у нас есть клиент в тематике стройматериалов, который до обращения к нам продвигался другой seo-компанией. За менее чем год сотрудничества посещаемость сайта клиента возросла почти в 7 раз, после чего менеджеры клиента даже перестали справляться с количеством заказов.

Какие тематические категории являются для продвижения сегодня самыми дорогими для клиентов? Назовите, пожалуйста, топ-5. Приведите, пожалуйста, сравнение – средняя стоимость услуг в категории из топа и средняя стоимость продвижения в менее популярных категориях.

По нашим оценкам самые конкурентные и сложные для продвижения тематики:

  • Пластиковые окна
  • Системы кондиционирования
  • Продвижение сайтов
  • Недвижимость
  • Услуги в области строительства

Для сравнения разница в себестоимости услуг между данными тематиками и менее конкурентными может отличаться в 3-10 раз. Если средняя стоимость услуг поискового продвижения составляет по большинству тематик (в зависимости от количества продвигаемых запросов) от 30 до 50 тыс. руб. в месяц, то бюджеты в тематике «пластиковые окна» могут достигать 1 млн. руб. и более.

Насколько Вы считаете приоритетной оптимизацию по наиболее популярным поисковым запросам? Если возможно, приведите, пожалуйста, какой-нибудь конкретный пример, когда оптимизация по менее популярным запросам дала не менее позитивный результат, а то и более продуктивный, нежели когда оптимизация велась по самым топовым запросам.

Оптимизация по самым популярным (правильнее называть «высокочастотным») запросам эффективна и приносит большую посещаемость. Однако тенденции развития поисковых алгоритмов таковы, что новым сайтам крайне сложно в течение первого года существования оказать по таким запросам в ТОП-10 поиска. В таких случаях очень рекомендуется вкладывать бюджет в продвижение по менее популярным, но целевым запросам, ведь по своей сути, запрос «заказать окна ПВХ» является даже более целевым, чем «пластиковые окна».

Объясните, пожалуйста, чем отличается вторая строчка в топе поисковика от, например, шестой (она ведь тоже отображается на первой странице)?

Есть статистика распределения кликов на странице результатов поиска, накопленная за годы пользования поисковыми системами. По статистике кликабельность первых трех строчек в результатах значительно выше, однако и для 10-й строчки на первой странице она достаточно высока по сравнению результатами на других страницах. Эта тенденция увеличивается еще больше с развитием портативных устройств с небольшими экранами.

Какие задачи, чаще всего, ставит перед Вами клиент? (Интересны даже конкретные формулировки). Как, по Вашим ощущениям, изменились запросы клиентов в последние год-два? Меняется ли как-то подход клиентов к SEO и если да, то в чём именно это выражается?

Большинству наших клиентов, прежде всего интересны заказы и звонки, поступающие с сайта. И хотя критерием оценки качества наших результатов являются позиции сайта в поисковых системах, если клиент не почувствует это на звонках и заказах, он уйдет. Поэтому крайне важно взаимодействовать с клиентом не только по продвижению, но и по улучшению его сайта и сервисов обслуживания.

Клиенты последнее время ориентированы на работу с оплатой исключительно за результат. Репутацию рынка поисковой оптимизации за последние несколько лет подмочили компании, принимающие на себя обязательства и не полностью выполняющие их, а также фирмы, откровенно занимающиеся мошенничеством. И только успешное сотрудничество с добропорядочным подрядчиком может вернуть доверие к услуге продвижения сайта у таких клиентов.

Можете ли Вы описать своего типового клиента – кто это, что ему хочется, каким бюджетом он владеет и т.д.? Как этот портрет изменился за последние год-два?

Портрет нашего типового клиента:

Представители малого бизнеса, для которых выделить дополнительные средства и потратить их на традиционную рекламу в СМИ весьма проблематично. Бюджет, начиная с которого нашей компании становится выгодно работать с клиентом – это 25-30 тыс. руб. в мес. При меньших бюджетах трудозатраты сотрудников, а с проектом работает целая команда специалистов, не окупаются. Многие компании из сегментов рынка, подвергшихся кризису в наибольшей мере, которые были очень активны два года назад полностью отказались от продвижения теперь. Это, например, касается компаний из банковского сектора и сектора недвижимости.

Каким образом Ваша компания пытается выделиться среди конкурентов (предлагаете ли Вы какие-то уникальные продукты, принципиально отличные от конкурентов; предоставляете ли какие-то необычные финансовые условия и т.д.), ведь компаний и частных лиц, оказывающих SEO-услуги очень много? Мешают ли развитию Вашей компании, да и рынка в целом, «студенты-самоучки», оказывающие услуги по оптимизации?

Студенты-фрилансеры нашей компании совсем не мешают, скорее ,наоборот, из них могут вырасти наши потенциальные сотрудники. С фрилансерами мы не конкурируем, так как солидным клиентам гораздо интереснее оформить договорные обязательства с гарантиями и ответственностью подрядчика за недостижения результата.

В отличие от большинства seo-компаний мы предлагаем не чистое поисковое продвижение, где результатом являются только позиции сайта в поисковиках, а комплекс работ по формированию посещаемости, улучшению конвертации посетителей сайта в клиентов, и повышению лояльности к торговой марке. В данный комплекс работ входят все возможные направления рекламной активности в интернет: от контекстной рекламы до публикации пресс-релизов и социального маркетинга.

Я так понимаю, одна из тенденций рынка в последнее время – автоматизация процессов, появление технологичных продуктов вроде SeoPult или WebEffector. Насколько подобные проекты смогут вытеснить «ручной» труд? Если можно, проведите, пожалуйста, сравнение по разным критериям (стоимость, эффективность, возможности и пр.) автоматической системы оптимизации сайта и оптимизации, над которой работает группа сотрудников SEO-компании?

Появлению автоматизированных сервисов по продвижению сайтов способствовало развитие SEO рынка в целом. Изначально данные сервисы ориентированы на их использование другими участниками рынка, а не конечными клиентами, делающими самостоятельно продвигать свой сайт, однако затем стали позиционироваться и как таковые.

Стремительного успеха такие сервисы не получили: оптимизаторы не очень охотно хотят делиться сведениями о своих клиентах и бюджетах на их продвижение со сторонними компаниями (тем более, почти все сервисы принадлежат крупным SEO компаниям), а для простых пользователей они достаточно сложны.

Кроме того, у большинства крупных игроков есть свои технологии продвижения, зачем нам, например, использовать чужие?

В каком направлении будет развиваться и двигаться SEO-рынок в ближайшие годы? Какие тренды и тенденции Вы наблюдаете уже сейчас? Как будет выглядеть SEO-рынок, по Вашим ощущениям, через 5 лет?

Поисковые системы регулярно усложняют алгоритмы своей работы, и без хороших аналитических возможностей (большого числа сотрудников) маленьким seoкомпаниям всё сложнее обеспечивать нужный результат. В связи с этим имеет смысл предположить, что многие небольшие фирмы уйдут с рынка, а крупные всё более будут утверждаться как лидеры рынка. В связи с увеличением конкуренции среди заказчиков, бюджеты на поисковое продвижение в последующие годы будут постепенно увеличиваться, при этом тенденции, связанные с алгоритмами работы поисковиков, таковы, что хорошие результаты продвижения достигаются, в среднем, не раньше, чем через 4 месяца. Многие маленькие фирмы, особенно начинающие, не могут позволить себе столь долго ждать, и, поэтому основными клиентами seo компаний будут становиться более крупные представители бизнеса, уверенно стоящие на ногах.


На вопросы отвечал Воронкин Семен, компания UTLab
 
Больше интересных статей

Оставьте номер телефона, чтобы наш менеджер связался с вами в удобное для вас время

Ваше имя*
Ваш номер телефона*
Тема для обсуждения
Выберите удобное время для звонка
9:00 9:15 9:30 9:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00 11:15 11:30 11:45 12:00 12:15 12:30 12:45 13:00 13:15 13:30 13:45 14:00 14:15 14:30 14:45 15:00 15:15 15:30 15:45 16:00 16:15 16:30 16:45 17:00 17:15 17:30 17:45
Виды услуг
ОбзорМаксимальный размер файла - 10 мб