Основы юзабилити для SEOшников

21.01.2012 SEO-продвижение

На мой взгляд, для оптимизаторов есть один критерий пригодности сайта к работе: чёткое описание.

Многие действительно верят, что SEO'шники только и делают, что подгоняют сайты под поисковые системы. На самом же деле, оптимизаторы настраивают сайты под людей, пользующихся поисковыми системами.

Полагать, что можно владеть SEO, не понимая целей и возможного поведения людей, работающих в поисковике, всё равно, что считать математику своим вторым "я", не умея складывать числа.

Далее. Многие верят, что оптимизация – это обеспечение простоты пользования сайтом. Вопрос: для кого? Разработчиков? Владельцев? Может, поисковиков? Или профессиональных SEO'шников?

Поисковая оптимизация зиждется на ряде основообразующих блоков. То же самое можно сказать и об юзабилити, и такими главным постулатами являются:

Профессионалы обычно выделяют следующие составляющие:

  • эффективность;
  • продуктивность;
  • понятность;
  • запоминаемость ;
  • пресечение возможности ошибок и восстановление;
  • удовлетворение пользователя.

Теперь давайте рассмотрим каждый из пунктов по отдельности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Вопреки мнению многих маркетологов, сайт не считается отлаженным, только потому что разработчик так решил. Эффективность заключается в достижении поставленных целей и выполнении задач. Поэтому при оценке работоспособности сайта профессионалы придерживаются следующего:

• Есть ли возможность удовлетворить своё стремление, пользуясь коммерческими поисковыми сервисами и этой страницей?

• Есть ли возможность найти желаемую информацию, адресата или проследить какую-либо активность на сайте?

• Если оказалось невозможным добраться до заветной цели, какие при этом возникли препятствия? Могут ли они быть устранены или минимизированы?

Навигационные вопросы крайне важны для профессиональных оптимизаторов, ведь целью работы через поисковик всегда является конкретная страница. И владельцы сайтов могут весьма легко в этом помочь. Если навигационные вопросы не дают желаемого эффекта, значит, нужно ещё покопаться в системе маркировки страниц и других элементах архитектуры.

ПРОДУКТИВНОСТЬ

Как только становится понятно, что задание выполнимо, юзабилистам становится интересно, насколько быстро это может оказаться достигнуто.

• Насколько быстро посетители сайта могут делать определённые запросы?

• Сколько шагов потребовалось, чтобы выполнить одно задание?

• Какие элементы на странице препятствовали пользователю достичь заветной цели?

SEO'шникам совсем не стоит преувеличивать роль продуктивности. До сих пор можно услышать о «правиле трёх кликов», которое гласит, что любые данные на сайте должны открываться пользователю не более чем за три щелчка мыши. Что ж, ребята из компании User Interface Engineering (UIE) уже давно развенчали этот миф.

Ключевые слова и достижимость цели куда более важны, нежели количество кликов.

ПОНЯТНОСТЬ

SEO'шникам также важно оценить, насколько быстро пользователь может освоиться на сайте при первом его посещении. Они проверяют такие свойства страниц как:

• навигация (адрес, оформление и метки);

• кликабельность (визуальная предрасположенность);

• метки и описание контента.

В двух словах, сколько времени понадобится пользователю для понимания, столько времени он отнимет у нахождения своей цели. Если сайт слишком сложен, пользователю ничего не останется, как кликнуть по кнопке «Назад».

ЗАПОМИНАЕМОСТЬ

Как только сайт стал понятен, насколько быстро и полно пользователю удастся удовлетворить свой поиск?

Например, если вдруг понадобилось что-то узнать о работе страницы, где это можно найти? В FAQ? В подсказках? Если есть желание войти в свой аккаунт, обязательно ли переходить на отдельную страницу?

Пользователи могут и не помнить название или адрес сайта, где они обнаружили желаемый контент, но ключевые слова в память врезаются. Будь то заголовок, сниппет, URL-адрес, изображение или отрывок видеоролика, пользователь тут же кликнет на него.

Если сайт имеет характерные черты, это может значительно облегчить работу поисковых сервисов.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОШИБОК И ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Идеальных сайтов не существует. Как и идеальных поисковых сервисов. Скажем, поисковик может и не выдать наиболее подходящую страницу, и тогда придётся пойти по не столь идеальному пути пролистывания. Как бы то ни было, предотвращение ошибок является немаловажной частью любой оптимизации, и вот какие вопросы следует учесть:

• Какие ошибки обычно делают пользователи и поисковики и с какими ошибками встречаются?

• Насколько часто возникают такие ошибки?

• Насколько они серьёзны?

Некоторые ошибки могут просто перечеркнуть всю проделанную работу (например, "Ошибка 404 - Страница не найдена"). Такие нужно сиюминутно исправлять.

Бывают и нечасто встречающиеся и не столь жестокие. Их следует держать в уме, не обязательно сразу же приниматься за них.

Оптимизаторам иногда не до конца понятно, что изучая контент веб-аналитиков, инструментарий вебмастеров и программное обеспечение SEO'шников, они оценивают показатели, важные для юзабилистов.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Квалификация поисковика никогда не была столь же проста, как единогласное одобрение сайта фокус-группой. Удовлетворение пользователя тесно связано с достижением цели.

Другими словами, если достижение цели и выполнение задания проделано эффективно, пользователь посчитает свой процесс поиска качественным. Если же встречается слишком много препятствий и так и не удаётся найти желаемую информацию, поисковый опыт запомнится пользователю как негативный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ещё раз: юзабилити веб-сайта заключается в обеспечении эффективности, продуктивности, понятности, запоминаемости, предотвращении ошибок и удовлетворении пользователя.

В следующий раз, услышав SEO'шника, делающего какие-либо заявления о юзабилити сайтов, убедитесь в его/её понимании этих базовых понятий юзабилити.  

По материалам Searchengineland

 
Больше интересных статей

Оставьте номер телефона, чтобы наш менеджер связался с вами в удобное для вас время

Ваше имя*
Ваш номер телефона*
Тема для обсуждения
Выберите удобное время для звонка
9:00 9:15 9:30 9:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00 11:15 11:30 11:45 12:00 12:15 12:30 12:45 13:00 13:15 13:30 13:45 14:00 14:15 14:30 14:45 15:00 15:15 15:30 15:45 16:00 16:15 16:30 16:45 17:00 17:15 17:30 17:45
Виды услуг
ОбзорМаксимальный размер файла - 10 мб