«Мертвые души» в недрах Вконтакта

23.04.2012 Соцсети
На минувшей неделе в рамках ежегодной конференции «РИФ+КИБ» разразился грандиозный скандал, затронувший квалифицированность и компетентность оказания услуг продвижения брендов в социальных сетях некоторых представителей рынка SMM. Сквозь призму произошедших событий компания UTLab готова поделиться своим опытом и наблюдениями на примере группы, продвигавшейся исключительно привлечением ботов.

Илья Перекопский, представитель сети «Вконтакте», в своем выступлении на «РИФ+КИБ» приоткрыл завесу тайны над успехом ряда крупнейших брендов России в соцсети. Так, миф успешности групп компаний «Адидас» и «Кока-кола» рухнул как железный занавес. Со слов господина Перекопского, их многотысячная аудитория оказалось банальной раскруткой ботами (неживыми техническими аккаунтами, созданными для накрутки количественных показателей).

Для сравнения, по данным статистики «Вконтакте», в группе «Адидас» на момент выступления Перекопского на конференции «РИФ+КИБ» насчитывалось 59% ботов, в группе «Кока-Кола» - 37%. Илья Перекопский объявил о том, что в скором времени «Вонтакте» обнародует список digital-агентств, промышляющих мошенническими методами работы в социальной сети. И удовлетворил любопытство, назвав имя одной таковой – NLO Marketing Digital Agency (занимавшейся раскруткой группы «Адидас»).

Однако ответного слова представителю агентства NLO Marketing Федору Вирину (директору по развитию) господин Перекопский не дал. В результате чего агентство было вынуждено оправдываться в комментариях к «жареным» новостям и распространять официальное заявление среди пресс-служб.

По словам Федора Вирина, ему неясна ситуация и непонятно отношение господина Перекопского к своей персоне. «Вконтакте» несколько месяцев назад начал зачистку пользователей группы «Адидас» и отказывался комментировать свои действия в ответ на обращения сотрудников агентства. «Нам боты не нужны, точно также как они не нужны ВКонтакте или любому другому агентству», - комментирует господин Вирин. Но следует отметить, что в объемном комментарии достаточно гибко получилось обойти тему накрутки конкретной группы совершенно конкретными ботами.

То, что «Вконтакте» объявила войну SMM-мошенничеству, не является секретом для большинства SMM-специалистов. Одним из первых шагов в этой борьбе стало то, что «Вконтакте» завернула гайки для массовой регистрации ботов. Это случилось примерно год назад. Тогда, если Вы помните, регистрация стала доступна только по приглашению от зарегистрированного пользователя с привязкой к телефону.

Далее разработчики активно совершенствовали механизм определения технического аккаунта и его дальнейший бан. Да, от этого страдали и реальные люди. Однако последние имели возможность нехитрыми манипуляциями разблокировать свой аккаунт. А вот массово реабилитировать миллионы клонов – уже задача непосильная и хлопотливая.

Множество дополнительных подкруток и совершенствований функционала привели к тому, что разработчики «Вконтакте» добрались и до внутреннего поиска. Например, ранее результаты поиска по группам и сообществам ранжировались очевидно и банально – по числу подписчиков (на убывание). На стыке 2011-2012 гг. многие владельцы и администраторы групп в панике спохватились, не обнаружив в поиске своей группы по заданному запросу (при неизменном постоянном большом, очень большом количестве своих «подписчиков»).

SMM-направление не является основной услугой компании UTLab. Однако мы также столкнулись с проблемой массового использования ботов и их негативного воздействия на бизнес заказчиков.

В феврале 2012 года к нам пришел новый клиент с необычной задачей – вернуть группу «N» в поиск «Вконтакте» по сообществам. В рамках своей тематики заказчик находился на втором месте и в поиске и по количеству подписчиков (около 70 000 аккаунтов). После исключения из поиска (январь 2012 года) количество участников группы оставалось неизменным.

Первое, что предприняли наши специалисты – анализ аудитории. Выяснилось, что 9 из 10 пользователей группы – забаненные аккаунты («собачки»), о чем заказчик был немедленно предупрежден. Со слов заказчика, о «собачках» они знали и специально пошли на этот шаг в целях манипуляции и повышения позиций группы в поиске соцсети.

Следующим шагом наших специалистов стало обращение в поддержку соцсети с вопросом о том, что могло стать причиной бана группы в поиске. Ответы были получены оперативно (из переписки):

Елена, специалист UTLab
Здравствуйте! Мне поручили реанимировать группу http://vk.com/....... Сейчас там больше 69000 человек, но прошлые администраторы накрутили численность ботами. А хочется привлечь живых людей для эффективности общения. Сейчас группы нет в поиске. Если я удалю всех ботов, ситуация изменится? Как скоро?

Агент поддержки #482
Здравствуйте, Елена.
Пока что, к сожалению, никак. Мы сейчас прорабатываем инструмент удаления ботов (у вас около 93% из группы, когда он будет готов, группу почистят и вернут в поиск.
Всегда с вами,
Команда поддержки ВКонтакте.

Елена, специалист UTLab
Здравствуйте!
Почему если я сама удалю всех ботов группа не вернётся в поиск? Есть какие-то приблизительные сроки активации?

Агент поддержки #482
Дорогая Елена.
1. Не реально самим удалить ботов.
2. Приблизительно в карантине 2 месяца.
3. Рано или поздно ботов сами удалим.
Искренне ваша,
Команда поддержки ВКонтакте.

Ботов мы удалили своими силами, использовав инструментарий социальной сети. Через полтора месяца после «зачистки» группа успешно была возвращена в поиск. Да, не на второе место, а лишь на 25-е по региону «Москва». В группе насчитывалось не более 4000 человек.

Для увеличения численности и привлечения целевой аудитории специалисты использовали таргетированную рекламу в «Вконтакте» и промо-акции. На сегодняшний момент ежемесячный прирост подписчиков данной группы – незначительный (до 300 человек в месяц). Однако значительно выросла активность и лояльность пользователей, измеряемые количественными показателями (количество участников промо-акций, вопросы в группе и личных сообщениях администраторам о продукции заказчика, звонки относительно записи на оказание услуг)».

Исходя из вышеописанного, хотим посоветовать всем заказчикам SMM-услуг:

1. Изначально определитесь с тем, что Вы хотите получить от ведения PR-компаний в социальных сетях и какими средствами этого будет достигать подрядчик. Ваши цели должны быть понятны заказчику и измеримы количественно.
2. У всех популярных социальных сетей есть своя внутренняя система статистики по администрируемым группам. Просите доступ администратора и самостоятельно контролируйте все всплески активности, происходящие в группе. Статистика их обязательно покажет. Для подозрительно резких скачков прироста (пользователей, «лайков», комментариев и проч.) просите официальные объяснения.
3. Если у Вас возникают сомнения относительно правомерности работ Вашего подрядчика, обратитесь к третьему лицу за анализом качества проводимых работ (например, запросив аудит у 2-3 компаний, оказывающих аналогичные услуги, для более объективной картины).

Продвижение в социальных сетях (SMM) – эффективный способ донесения до конечного потребителя преимуществ продукции (услуг) заказчика и оперативный способ коммуникаций и решения проблем с конечным потребителем. Также как и любой другой вид рекламы, он должен грамотно оцениваться и реализовываться по заданным стратегиям на четко определенную целевую аудиторию. Это новый формат рекламы, воздействующий на потребителя. А следовательно, заниматься разработкой стратегии продвижения должны профессионалы, а не люди, у которых просто есть страничка в «Вконтакте».

 
Больше интересных статей

Оставьте номер телефона, чтобы наш менеджер связался с вами в удобное для вас время

Ваше имя*
Ваш номер телефона*
Тема для обсуждения
Выберите удобное время для звонка
9:00 9:15 9:30 9:45 10:00 10:15 10:30 10:45 11:00 11:15 11:30 11:45 12:00 12:15 12:30 12:45 13:00 13:15 13:30 13:45 14:00 14:15 14:30 14:45 15:00 15:15 15:30 15:45 16:00 16:15 16:30 16:45 17:00 17:15 17:30 17:45
Виды услуг
ОбзорМаксимальный размер файла - 10 мб